среда, 12 февраля 2014 г.

Пути взаимодействия с трудным подростком


Индивидуальное развитие ребенка находится в постоянном противоречии с системой социально-культурных правил жизни. В чем его сущность? В противопоставлении законов развития, предписанных природой, и социумом, предъявляющим жесткие правила, нарушение которых приводит к наказанию. Воздействие социума на ребенка наиболее ярко проявляется в школе. Именно в ней противоречия индивидуального развития ребенка и системы, взявшей на себя функции по его формированию, столь очевидно.
Особенно ярко это проявляется при общении с так называемыми «трудными учениками». При этом в категорию «трудные» попадают самые разные школьники:   дети из неблагополучных семей,недисциплинированные, неуспевающие дети с различными  нервными и психическими заболеваниями, а также подростки , стоящие на внутришкольном учете .
К сожалению, в образовательной практике сложилось мнение, что “ трудный” ученик - это плохо управляемый ученик, а “ хороший” ученик- это тот, кто соответствует представлениям, требованиям педагога. Общаясь с “трудными” детьми, педагоги в двух случаях из трех используют санкции, в половине ситуаций проводят так называемые беседы внушения и примерно в каждом десятом случае внешняя реакция вообще отсутствует ( причем это чаще связано с тем, что учитель не знает как прореагировать на сложившуюся ситуацию).
И сегодня мы попробуем обобщить разнообразие способов педагогического воздействия.
Наиболее часто встречаются:
>          Убеждение на основе четко сформулированных требований;
>     «заражение» своим эмоциональным состоянием;
>     просьба, демострирующая неущемление прав ребенка;- все эти средства уменьшают напряженность в отношениях к ребенку.
Неэффективные способы взаимодействия:
>     Принуждение - жесткое требование выполнять распоряжение учителя;
>     Деструктивная критика - пренебрежительное или оскорбительное отношение к личности ученика;
>     Игнорирование - умышленное невнимание по отношению к ребенку;
Для того, чтобы решить проблему противоречий между учителями и учениками необходимо выбрать адекватный способ поведения в конфликтной ситуации, т.к. некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа. Попытаемся кратко разобрать возможные стили поведения и случаи, в которых они наиболее эффективны.     
Стиль конкуренции - отсутствие заинтересованности в сотрудничестве с другими людьми, желание удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, давление на других людей. Этот стиль эффективен в том случае, когда вы знаете, что ваше решение или подход в данной ситуации действительно правильны, и вы можете настаивать на этом. Использование этого стиля оправданно, когда вы обладаете исключительным авторитетом. Чаще всего этот стиль приводит к отчуждению окружающих.
стиль уклонения - подходит для тех случаев, когда вы чувствуете, что для решения конкретной проблемы вы не располагаете достаточной информацией. Или если вам надо выиграть время, считаете что лучше решить этот конфликт не сейчас, то смело используйте этот стиль. Несмотря на то, что некоторые этот стиль могут считать «бегством» от проблем, в действительности уход или отсрочка могут быть вполне подходящей и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.
 стиль приспособления - вы действуете совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Вы можете использовать этот подход, когда исход дела важен для другого, а не для вас. Тем самым вы будете чувствовать себя комфортно по отношению к желаниям другого человека. Наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется использовать стиль приспособления: вы чувствуете, что лучше сохранить хорошие отношения с кем-то, чем отстаивать свою точку зрения; вы считаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок. Уступая, соглашаясь или жертвуя своими интересами в пользу другого вы можете смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию.
стиль сотрудничества - следуя этому стилю, вы активно участвуете в разрешении конфликта и отстаиваете свои интересы, но стараетесь при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует наиболее продолжительной работы по сравнению с другими подходами к конфликту, поскольку вы сначала выкладываете нужды, заботы, интересы других сторон, а потом обсуждаете их. Этот стиль особенно эффективен, когда стороны имеют различные скрытые нужды. Такой подход рекомендуется использовать, когда у вас теплые длительные отношения с другой стороной, у вас есть время поработать с возникшей проблемой, вы способны выслушать друг друга.
стиль компромисса - при этом стиле вы находитесь на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека. Вы не ищите скрытые нужды и интересы, вы рассматриваете только то, что лежит на поверхности. Этот стиль наиболее эффективен, когда вы и другой человек хотите одного и того же, но знаете, что этого достичь одновременно невозможно. Компромисс поможет вам сохранить отношения нормальными, если вы предпочитаете хоть что-то сохранить, чем все потерять.
Каждый стиль эффективен только в определенных условиях и ни один не может быть выделен как самый лучший .Если какой-то стиль вам не по душе, то вы можете развить способность применения его. Например, если чувствуете, что слишком часто идете на уступки и стараетесь приспосабливаться к другим, чем отстаивать собственную позицию, то вам надо поработать над увеличением силы воли. Тогда в соответствующих случаях вы сможете применять стиль конкуренции.
И при решении любого конфликта с трудными подростками, помните:
>    Найдите время для беседы с ребенком.
>    Придумайте как можно больше вариантов решения. Отберите наиболее эффективные.
>    Будьте честны - нападайте на проблему, а не на личность.
>    Следите за временем разговора. Если он затягивается, то вы рискуете говорить с самим собой, а если закончится раньше. Чем ребенок поймет ваши слова, то он становится бессмысленным.
>    Дайте знать, что понимаете детей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий